Комитет ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов (да, такой есть) внес в Государственную Думу проект федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, имеющих периоды работы на территориях Украины, ДНР и ЛНР».
Законопроект актуален для тех, кто имеет стаж на территории Украины, ДНР и ЛНР, но не имеет подтвержденного постоянного проживания там в эти периоды.
Сейчас периоды работы на территории Украины и новых регионов учитываются пенсионным органом на основании ФЗ от 17.02.2023 г. № 17-ФЗ и ФЗ от 21.07.2014 № 208-ФЗ. Проблема в том, что данные законы распространяют свое действие на определенные категории граждан – постоянно проживающих на соответствующей территории в определенные периоды.
Соответственно, если вы имеете стаж работы на территории Украины и новых субъектов, но не имеете подтвержденного постоянного проживания там в определенные законодателем периоды, то, к сожалению, учесть «украинские» периоды работы будет сложно и не всегда возможно по причине денонсации Соглашения стран СНГ о пенсионном обеспечении от 13.03.1992 г., о которой мы писали ранее.
Как отмечает сам Комитет, теперь учитывается только страховой стаж, приобретенный на территории Украины (Украинской ССР) за период до 1 января 1991 года. Последующие же украинские годы пенсионным органом в настоящее время безбожно игнорируются.
Если кратко – о том, как будут учитываться периоды работы на территориях Украины, ДНР и ЛНР при определении права на пенсию и исчисления ее размера.
В страховой стаж будут включаться периоды работы и (или) иной деятельности (это учеба, уход за ребенком и тд), которые выполнялись:
на территории Украины с 1 января 1991 г. по 23 февраля 2022 г.;
на территориях ДНР и ЛHP с мая 2014 г. по 29 сентября 2022 г.;
на территориях Запорожской области и Херсонской области с 24 февраля по 29 сентября 2022 года.
В отношении подтверждения стажа ничего не изменится: периоды работы можно будет подтвердить на основании документов от работодателей или государственных (муниципальных) органов. Если не получается, то подтвердить периоды работы можно на основании решения межведомственной комиссии в соответствии со ст. 8 ФЗ № 17-ФЗ и с некоторыми особенностями законопроекта (порядок сложный и запутанный, но, как говорится, нет ничего невозможного).
Что касается ИПК, то будет учитываться величина коэффициента, равная 1 за полный календарный год (с 1 января по 31 декабря) работы на территории Украины и новых территорий в указанные выше периоды.
Таким образом, законопроект, в случае его принятия, действительно сможет восполнить пробел в части учета украинского стажа, образовавшийся после денонсации Соглашения стран СНГ о пенсионном обеспечении: позволит учитывать периоды работы и иной деятельности на территории Украины и новых субъектов после 1 января 1991 года без бесконечных споров с пенсионным органом и судебных тяжб.
Представляется, что принятие данного закона сильно облегчит жизнь всем нам. Будет ли это так на самом деле – узнаем на практике.
За развитием событий можно следить в карточке проекта закона по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/686123-8#bh_histras.