Решаем проблему взыскания ущерба с владельца и собственика авто. К слову это разные лица в понимании судей.
Представьте, происходит ДТП и Вы потерпевший. За рулем виновник ДТП и он без страховки. Авто по данным ГИБДД на другом человеке. Виновник взял машину покататься, например, у бати или у друга. С водителя — виновника брать нечего, он гол как сокол и имеет 100500 рублей долга за алименты, кражу и долги перед МФО.
Ваш юрист перед тем как взять дело в работу, проверил сайт ФССП, выявил наличие долга, посчитал стоимость остатков от Приоры на которой ехал должник и сказал, что это все, что можно получить. И то - пропорционально другим долгам, а ущерб на 2 000 000 рублей Вашей ласточке скорее всего останется непокрытым. В большинстве случаев юрист такие вещи не делает, но мы моделируем идеальный мир, где юрист борется за благополучие клиента, а не за свой карман.
Если бы водитель был реальный собственник авто, то он естественно должен был бы отвечать за содеянное. К сожалению, наше сверх лояльное законодательство (там где не надо) не позволяет определить такого человека по гражданскому спору на принудительные работы в зону СВО или хотя бы в ЖЭК.
Вы можете взыскать с него ущерб и ждать когда он устроится на работу, но быстрее он подаст заявление на банкротство, или Вы потеряете исполнительный лист, или рубль упадет за время пока Вы ждете до неприлично маленькой стоимости. Но это другая проблема.
Если водитель и собственник авто разные люди, то можно привлечь к ответственности и реального владельца, но есть нюанс.
Об этом и поговорим.
В принципе, если владелец, не отпирается, не рассказывает историй, что машину угнали и не предоставляет договор купли — продажи Приоры задним числом, то суд взыщет ущерб с него (определение ВС РФ № 33-КГ21-1-КЗ от 26 апреля 2021 г. - это интересное дело, там в первой инстанции была замена ответчика с водителя на собственника и путем долгого процесса суд сказал что с собственника можно взыскивать).
Иногда суд допускает взыскание в долях, то есть не солидарно (определение ВС РФ № 82-КГ19-1 от 05 августа 2019 г. - это дело со смертельным исходом и правила процесса были вперемешку с моральными). Это довольно неправильный на мой взгляд подход и он нуждается в изменении. Бывает же наоборот — у реального собственника авто за душой не гроша.
Если виновник был вписан в страховку, суду достаточно этого факта, чтобы снять ответственность с реального собственника (определение ВС РФ №37-КГ17-2 от 14 марта 2017 г.). Понимаю, практика старовата, но все же можно использовать.
Солидарное взыскание суд не допускает. Прямо так и говорит - гражданским законодательством не предусмотрена солидарная ответственность собственника транспортного средства с иным владельцем транспортного средства, управлявшим им в момент столкновения и являющимся причинителем вреда (смотри Апелляционное определение Мосгорсуда от 8 июня 2017 года по делу №33-19650/17).
Решения, где суд взыскивает солидарно — это исключения из практики.
И здесь нередко бывает махинация.
Если страховки нет, хитрый владелец дает виновнику 5 тысяч рублей или давит на пацанские чувства, мол ты виноват, ты и отвечай, и заставляет сделать договор купли — продажи Приоры задним числом. Этот договор предоставляет в суд его юрист. А суд говорит Вам, что отсутствие регистрации договора в ГИБДД ничего не значит и собственник авто - тот кто был за рулем. Вы говорите, что договор поддельный, но юрист ответчика говорит, что нет и вообще он ничего не знает. Суд взвесив все доказательства, говорит ок — отвечает тот кто за рулем.
Вы можете заявить ходатайство о назначении экспертизы давности составления документов и установить, что договор был подписан задним числом. Но не факт, что суд расценит это как подделку. Да, именно так. Может получится допросить продавца по липовому договору или установить по административной практике, что штрафам подвергался реальный собственник за период пока «действовал» договор. Это все тонкие материи, которые могут сработать в частном случае.