Есть ли смысл заморачиваться с пользовательским соглашением для ботов, сайтов и всего остального?
У микробизнеса вопрос об оформлении пользовательского соглашения (ПС) возникает при оформлении эквайринга. Платежная система требует наличие этой бюрократии.
У предпринимателя сразу возникает — а нужно ли мне искать для этой простой цели юриста, можно ли сделать такое соглашение самому и самое главное как понять, что юрист сделает ПС качественно?
Если услуга дешевая и массовая, например, стоит всего 1к рублей и из 100 клиентов деньги просит вернуть всего 1, то ПС достаточно скачать в сети, показать банку при оформлении эквайринга, а на каждую жалобу клиента возвращать деньги. Это выгоднее, чем нанимать юриста и судиться.
В общем-то, оно убережет от штрафа по статье 14.8. КоАП РФ. Размер штрафа там небольшой, если Вы не юр лицо. И платить этот штраф придется только если на Вас прилетит жалоба.
Если Вы юр лицо, да еще и сеть — отсутствие пользовательского соглашения это нарушение по линии ограничения конкуренции и штрафы там более, чем неприятные.
Вот тут нужно разделить на то какие услуги Вы оказываете. Если услуга дорогостоящая, например, Вы — оказываете образовательные услуги или даете сервис, который позволяет путешествовать или Вы агрегатор информации и перепродаете чужие товары или услуги, то ПС Вам точно нужно и оно должно быть проработано на предмет последствий. Тут действительно нужен юрист.
Если у Вас приобретаются товары или услуги без ПС, то на любой иск потребителя суд посмотрит положительно. А какие риски несет решение суда?
Если бы нужно было только вернуть деньги, то проблем бы и с этим не было. Но права потребителей защищены дополнительно штрафом, пеней и компенсацией морального вреда. В моей практике был случай, когда с 30 тысяч рублей размер взыскания увеличился до 350 тысяч. (основной долг + неустойка + моралка + штраф + расходы на юриста + расходы на эксперта).
Такое бывает редко, но в среднем размер взысканного превышает цену услуги раза в три.
И под услуги ПС должно быть проработано очень четко.
Например, Вы оказываете услуги в инфобизнесе. У Вас есть классный курс о том, как писать статьи на vc.ru и Вы берет за него 50к рублей.
В ПС Вы должны четко обозначить предмет — вы предоставляете доступ к видеоматериалу с его четким описанием за деньги. Срок предоставления видеоматериала — 3 месяца. Цена — 50к рублей.
Что будет, если, например, нечетко указать предмет в ПС. Например, что Вы просто предоставляете курс о том как писать статьи.
Потребитель, вернее юрист потребителя в суде скажет, что его клиент рассчитывал на образовательную программу, но ему предоставили какое — то видео вместо вебинара. Суд при неясностях, всегда трактует их в пользу потребителя.
Другой случай с которым мы работали. Вы оказываете услуги по подбору недвижимости за деньги. У Вас есть сервис, который парсит авито или циан или и то и другое и делает это лучше, чем авито или циан.
Тут обычно проблема несколько другая. Как правило факт оказания услуги сервис доказать не в состоянии. Но в нашем случае — это сервис - парсер выгодных вариантов на протяжении определенного периода. Тут предметом выступило оказание информационных услуг, плата взималась за пользование сервисом на протяжении определенного периода, а бремя доказывания мы возложили на пользователя. Другими словами пользователь при установлении факта неоказания услуги обязан извещать исполнителя.
Если Вы парсите товары, и предоставляете сведения покупателю, позаботьтесь о том, чтобы покупатель шел с браком не к Вам, а к продавцу. Это сложно сделать, например, Озон и ВБ до сих пор не побороли эту систему в свою пользу. Но это связано с тем, что покупка осуществляется через их сервис и в общем-то нести ответственность за качество на мой взгляд должны именно они. То же касается каршеринга и такси. Под Яндекс.Такси был принят целый закон, который с сентября 2023 года работает таким образом, чтобы Яндекс избегал ответственности за ДТП с таксистом.
Кстати для эквайринга — сами условия ПС банк или платежная система не проверяет. Банкам это нужно для того, чтобы самим не нарушать закон. За содержание банк не отвечает.
В-общем, для онлайн услуг, пользовательского соглашение строго обязательно и от степени риска зависит необходимость его проработки. Для дешевых услуг или услуг, которые могут быть оказаны без последствий, оно нужно скорее формально. Для товаров — желательно, но для некачественного товара пользовательское соглашение не поможет.