Мне в работу поступил предпринимательский спор. Рассказываю в чем суть. Одно достаточно крупное крымское предприятие обратилось к нашему доверителю с просьбой поставить им складской погрузчик. Поставка осуществляется через дистрибьютора, который отгружает этот погрузчик с китайского завода (классика).
.
Договор поставки заключен, приложением к договору идет спецификация, согласно которой наш доверитель обязуется поставить погрузчик с пневмошинами в комплекте со щеткой.
.
Все было хорошо ровно до того момента, когда нашей стороне поступила в устном порядке просьба заменить пневмошины на цельнолитые. Наш доверитель принял эту просьбу и в письменном уведомлении указал, что готов заменить шины без увеличения стоимости по договору.
.
Выходит так, что письменного следа от поступившей просьбы не осталось и выглядит это следующим образом: наша сторона решила сама заменить одну из характеристик в спецификации, не подписывая дополнительных соглашений. Договорной ужастик…
Это еще ладно, но замена этих шин потребовала дополнительного времени и затянула сроки поставки.
.
Кроме того, наш доверитель, будучи слишком добросовестной стороной, заметил, что у приобретаемой модели погрузчика нет гидропривода для того, чтобы применять щетку, которая идет в комплекте к погрузчику и самовольно уведомил об этом покупателя и, соответственно, лишний раз затянул срок. Но тут уже не понятно, что лучше: затянуть срок поставки или потом отвечать за некачественный товар.
.
Значит, заметив, что погрузчик идет без гидролинии (хотя в спецификации ее и нет!), наш доверитель предложил шесть вариантов решения проблемы, на что получил в ответ требование предоставить оборудование с намеком на договорные санкции. Больно, очень больно…
.
Опуская всю лирику, скажу, что в дальнейшем наш доверитель вернул в одностороннем порядке уплаченные по договору денежные средства покупателю, чем фактически отказался от его исполнения (ой, зря). А по договору все это провернуть можно только через суд…
.
В итоге покупатель обратился в арбитражный суд с требованиями о взыскании неустойки за просрочку поставки и за непоставку оборудования. Суд требования удовлетворил.
.
Сейчас нужно писать апелляцию, а зацепиться практически не за что. Можно, конечно, попробовать делать упор на двойную ответственность за одно и то же нарушение договора (две неустойки), но анализ практики и суть прописанных в договоре санкций говорит об обратном.
.
Мораль басни такова: фиксируйте все изменения к договору в форме, которой у вас заключен договор и не заботьтесь чрезмерно о благополучии контрагента!