Претензия электронной почтой - миф или реальность?

Свидетельствует ли о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора направление претензии по адресу электронной почты ответчика?

Претензия электронной почтой - миф или реальность?

Исходя из основ гражданского законодательства, стороны договора вольны в определении его содержания (ст. 421 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Очень часто вступая в договорные правоотношения, стороны ограничиваются «договорами» скачанными из интернета, если их так можно назвать, ведь как говорится, бесплатный сыр только в мышеловке. В лучшем же случае, такой скачанный договор будет доработан с учетом проблем, с которыми стороны договора столкнутся при его реализации.

Работая неоднократно с договорами, защищая права доверителя по подписанному ему договором, неоднократно приходишь в недоумение, как такое возможно было прописать в договоре и подписать, но сегодня о ином.

Поговорим о следующем, исходя из принципа свободы договора, закрепленного ст. 421 ГК РФ, ничего не запрещает сторонам установить, что претензионный/досудебный порядок спора может быть реализован путем направления претензии на электронную почту стороны. Однако, что на практике?

Суды относились крайне негативно к этому вопросу, с чем это связано, спросите Вы? А с тем, что при направлении претензии на почтовый или юридический адрес, у стороны, что направила претензию, будет доказательство направления претензии- чек почтовой организации, а возможно и опись вложения, да и сам юридический адрес, допустим можно узнать из выписки из ЕГРЮЛ, но как подтвердить адрес электронной почты?

На все вопросы окончательно ответил Президиум Верховного Суда Российской Федерации в своем обзоре практики от 22 июля 2020 года о применении арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора.

Первое условие, необходимое для того чтобы претензионный порядок происходил посредством электронной почты – в договоре необходимо точно и недвусмысленно указать, что претензия может быть направлена одним из способов: по факсу, электронной почтой либо международной курьерской службой.

Во-вторых, в случае, если же предусмотреть в договоре направление претензии электронной почтой, необходимо указать адрес электронной почты, куда следует направлять претензию.

Как подтвердить действия по направлению претензии? Конечно же можно совершить нотариальное действие, такое как освидетельствование электронной почты, но это время и стоимость такой услуги минимум 2-3 тысячи рублей, что не сравнимо с почтовым отправлением.

Так, одна из организаций обратилась в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании задолженности по договору. Исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ в связи с несоблюдением организацией досудебного порядка урегулирования спора.

Договором между организацией и обществом было закреплено, что претензия может быть направлена одним из способов: по факсу, электронной почтой либо международной курьерской службой. В договоре указан адрес электронной почты общества. В силу ч. 5 ст. 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.

Таким образом, стороны явно и недвусмысленно установили в договоре, что претензия может быть направлена в том числе по электронной почте. К исковому заявлению организации были приложены документы, подтверждающие направление претензии по адресу электронной почты общества.

Следовательно, направление претензии по адресу электронной почты ответчика в случае, если такой порядок «явно и недвусмысленно» установлен в договоре, свидетельствует о соблюдении претензионного порядка.

Вам нужна консультация?

  • 1 Текущий шаг
  • 2 шаг
  • 3 Завершен