Что если сосед отказывается согласовать границы участка?

По данным Верховного Суда Республики Крым за 2015 год крымскими судами было рассмотрено всего 417 споров, связанных с землепользованием, что составляет 1,1 % от общего числа дел искового производства. Вероятно, в 2016 году это показатель был выше, поскольку в Крыму вопросы земельного права с каждым годом становятся все актуальнее.

Тем не менее, такой невысокий показатель относит земельные споры к делам особой сложности. В то же время в отношении границ участков сложилась достаточно устоявшаяся практика, позволяющая выстраивать защиту должным образом.

Симферополь установление границ участка

Симферополь установление границ участка

По данным Верховного Суда Республики Крым за 2015 год крымскими судами было рассмотрено всего 417 споров, связанных с землепользованием, что составляет 1,1 % от общего числа дел искового производства. Вероятно, в 2016 году это показатель был выше, поскольку в Крыму вопросы земельного права с каждым годом становятся все актуальнее.

Тем не менее, такой невысокий показатель относит земельные споры к делам особой сложности. В то же время в отношении границ участков сложилась достаточно устоявшаяся практика, позволяющая выстраивать защиту должным образом.

Правовая позиция по установлению границ участка, как и во многих иных имущественных спорах, строится на статье 35 Конституции РФ, гарантирующей каждому защиту права собственности.

Установление границ земельного участка – это одно из прав собственника, гарантированное статей 209 ГК РФ, необходимое для осуществления полномочий собственника.

Порядок определения границ участка установлен статьей ст. 261 ГК РФ, которая имеет отсылочный характер - территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству.

Отсылается указанная статья на Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года (далее – ФЗ № 221).

Согласно статей 37, 39, 40 ФЗ № 221 процедура предполагает оформление межевого плана и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка. В результате кадастровых работ заказчику передается межевой план. Межевой план является необходимым документом для проведения кадастрового учета (п. 2 ч. 1 ст. 22 ФЗ № 221).

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1. ст. 38 ФЗ № 221).

Межевой план в качестве текстовой части должен содержать сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (ч. 6 ст. 38 ФЗ № 221).

В силу ч. ч. 1, 2, 4, 5 ст. 40 указанного ФЗ № 221 результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 ст. Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» случая.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ заносятся записи о содержании указанных возражений.

Как правило, спор о границах участка возникает в связи со сложившимися неприязненными отношениями между соседями. Иногда согласованию границ препятствует администрация соответствующего населенного пункта. Кадастровый инженер, получает письменное возражение на акт согласования границ участка, что не позволяет ему продолжить процедуру во внесудебном порядке.

Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (ч. 4 ст. 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Особую трудность у кадастровых инженеров может вызывать процедура оформления отказа собственника подписывать акт согласования или предоставлять возражения. Устраняется такая сложность посредством направления акта согласования почтой и публикацией в печатном издании.

Несоблюдение процедуры оформления акта согласования границ с отказом собственника смежного участка может стать основанием для оставления иска без движения на основании статьи 136 и подпункта 4 пункта 1 статьи 131 ГПК РФ.

Сложившаяся судебная практика, в том числе среди адвокатов в Крыму, в большинстве принимает просительную часть иска и как следствие резолютивную часть решения в виде требования об установлении границ земельного участка по конкретным точкам, по которым существуют возражения.