Политическое убежище в РФ и экстрадиция

Политическое убежище в РФ.

Вопрос предоставления политического убежища регламентирован Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (с изменениями на 12 июля 2012 года). Указ несколько устаревший, зато простой.

Когда политическое убежище невозможно получить.

В данном Указе наиболее интересным является пункт 5, которым запрещено предоставлять политическое убежище в случаях (если попросту - документам не дается ход):

беженецы в Крыму

политическое убежище в Крыму

Политическое убежище в РФ.

Вопрос предоставления политического убежища регламентирован Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (с изменениями на 12 июля 2012 года). Указ несколько устаревший, зато простой.

Когда политическое убежище невозможно получить.

В данном Указе наиболее интересным является пункт 5, которым запрещено предоставлять политическое убежище в случаях (если попросту - документам не дается ход):

  • лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

Преступлением в РФ является любое деяние, ответственность за которое установлено Уголовным кодексом (ст. 14  УК РФ). Например, спекуляция не является преступлением в РФ и приговор другой страны не позволит применить данный пункт для отказа. А вот убийство – позволит. Виновным признается лицо, только после вынесения в отношении него приговора (ст. 49 Конституции РФ).

Действия, противоречащие целям принципам ООН в широком смысле являются деяниями посягающие на принципы и цели ООН установленные ст. 1 и ст. 2 Устава ООН

Чуть более широкую трактовку дает УВКБ ООН в Основополагающих принципах международной защиты.

С учетом широких и общих терминов целей и принципов Организации Объединенных Наций, рамки этой категории деяний (против целей и принципов ООН) довольно неясны и должны поэтому толковаться в их узком смысле. Действительно, эта категория преступлений рассматривается редко, и во многих случаях применяются положения Статьи 1F(а) или 1F(b). Положения Статьи 1F(с) применяются только в исключительных обстоятельствах, когда проводимая деятельность подрывает саму основу существования мирового сообщества. В эту категорию преступлений входят преступления, способные повлиять на международный мир, безопасность и мирные отношения между государствами, а также серьезные и устойчивые нарушения прав человека. С учетом того факта, что Статьи 1 и 2 Устава ООН особо выделяют основные принципы, которыми государства должны руководствоваться в своих отношениях, оказывается, что в принципе только лица, обладающие властью в государстве или субъекте, схожим с государством, способны на совершение таких деяний. В случае какого-либо террористического акта, правильное применение Статьи 1F(с) должно основываться на оценке того, в какой степени этот акт посягает на международную стабильность – в смысле его тяжести, воздействия на международную обстановку, международный мир и безопасность.

Наличие в составе такого деяния нарушения принципов и целей ООН, разумеется, должно быть доказано соответствующим судебным актом либо из самого акта должно быть понятно, что преступления направлено против мира либо человечества и т. п., ради чего, собственно ООН и была создана.

  • лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации.

В данном пункте все понятно, см. ст. 14 УК РФ. Любой суд, приговоривший человека к сроку, на территории РФ автоматически исключает возможность на получение политического убежища.

  • лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование.

В данной ситуации могут быть определённые сложности с наличием преследования на территории страны, где лицо побывало до въезда в РФ. Например, Новая Зеландия, дает политическое убежище, для приговоренного в Литве. После получения убежища в Новой Зеландии, в РФ ту же процедуру пройти не получится. Вместе с тем, если в Новой Зеландии отказали в выдаче убежища или аннулировали статус существующего по мотивам привлечения к ответственности (начала экстрадиции и пр.), имеет смысл доказывать факт преследования и на этом основании получать убежище в РФ.

  • лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

Перечень стран с демократическими институтами ежегодно утверждает МИД РФ. Данный список закрыт для всеобщего обозрения, во всяком случае, на сайте МИД РФ его нет. В деле Э. Сноудена о предоставлении политического убежища в России, страной преследования были США. Можно сделать вывод, что штаты не относятся к развитым демократическим странам по мнению РФ, если американским гражданам Россия готова предоставить убежище. Данный пункт является наиболее частой причиной отказа ФМС в приеме (обработке) документов для предоставления политического убежища.

  • лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах".

К безвизовым странам относятся Украина, Беларусь, Казахстан, Турция, Бразилия и прочие. Безвизовый статус устанавливается соглашением между странами.

  • лицо представило заведомо ложные сведения;

Предоставление заведомо ложных сведений (327 УК РФ) – намеренное искажение информации в анкете, заявлении о предоставлении убежища и пр. должны быть исключены заявителем.

  • лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Классическая ситуация – Украина, Россия, Израиль. Если человек имеет три паспорта и преследуется только в одной из этих стран – получить убежище в РФ невозможно.

  • лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На этом основании невозможно получить статус беженца, временное убежище или политическое, поскольку само основание для предоставления политического убежища (преследование) отсутствует. Голодных и в России хватает.

Процедура предоставления политического убежища в России.

Лицо, желающее получить статус политического беженца обязано в течение 7 дней с момента прибытия в РФ подать в территориальный орган ФМС ходатайство в письменном виде. В ходатайстве указываются мотивы по которым лицо просит предоставление убежища и автобиографические данные.

На момент рассмотрения ходатайства лицу выдается справка, которая является основанием для законного нахождения лица на территории РФ.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется ФМС (Федеральной миграционной службой), которое после получение заключений в месячный срок от МВД, ФСБ и МИД РФ направляет ходатайство о предоставлении политического убежища в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Заключение комиссии подшивается к делу, которое лично рассматривает Президент РФ.

Убежище предоставляется на основании Указа Президента РФ, который вступает в силу со дня его подписания.

Далее политический беженец (как и его семья) получают свидетельство и вид на жительтсво.

 

Экстрадиция иностранца (на примере Литовской Республики)

В данном случае рассматривается иностранный гражданин, с приговором на территории государства, гражданином которого он является.

Вопрос о применении экстрадиции (выдачи лица для отбывания наказания) разрешается в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Литовской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 25 июня 2001 г.

В соответствии с указанным соглашением решение о передаче принимается Генпрокуратурой РФ, которая может отказать в передаче осужденного. Хотя оснований для отказа не так много, среди них есть замечательное основание, установленное пп. 2 п.1 ст. 4 Договора:

«Передача осужденного в порядке, предусмотренном настоящим Договором, не производится, если не получено согласия осужденного, а в случае его неспособности свободно изъявить свою волю из-за возраста, физического или умственного состояния, согласия его законного представителя.»

Как этот пункт применяется на практике сложно сказать. Вероятнее всего, его применяют, когда заключенный латвиец в РФ просится в более гуманную латвийскую тюрьму.

Вместе с этим, глава 55 УПК РФ предусматривает выдачу иностранного гражданина на основании запросов компетентных органов иностранного государства (суд, исполнительная власть и пр.). От воли осужденного в данном случае ничего не зависит.

Российский суд, который решает вопрос об экстрадиции, может отказать в выдаче, если сочтет, что давность привлечения к ответственности за деяния прошла или деяние не является преступлением в понимании российского уголовного права и некоторых других основниях.