Сегодня я затрону ещё одну животрепещущую и часто встречающуюся в нашей практике категорию дел, связанную со сносом самовольно возведённых объектов капитального строительства. Как всегда, для наглядности, рассмотрим данную тему в контексте анализа собственной судебной практики. Теперь после небольшого предисловия перейдём к сути дела.
Наш замечательный доверитель решил построить себе трёхэтажный домик в прекрасном месте. Однако в процессе строительства, а именно возведения железобетонного двухэтажного каркаса, к нему нагрянуло с проверкой Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
Отметим сразу, что, если здание не введено в эксплуатацию, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым может провести проверку и составить акт о нарушении требований. К сожалению, наш доверитель не стал исключением. Ему был вручён акт, согласно которому строительно-монтажные работы по устройству железобетонного двухэтажного каркаса с расстоянием до границы земельного участка менее 3 метров нарушают требования ст. 37 ПЗЗ. После установления этих обстоятельств Администрация города Республики Крым обратилась в суд с иском о сносе самовольного объекта капитального строительства.
Хотел бы обратить внимание на сроки сноса. Зачастую администрация вправе осуществить снос по истечении года после публикации сведений о включении в реестр самостроев. Однако, во многих случаях регламенты администраций позвоялют осуществить снос не дожидаясь истечения года. Нужно быть внимательным и стараться работать на опережение. Желательно подать иск на признание права собственности, если это маловероятно, то нужно собрать доказательтсва добросовестности строительства.
Из-за стечения обстоятельств и невезения вы уже стоите не у порога собственного дома, а возле суда общей юрисдикции, ожидая начала судебного заседания. На этом этапе не стоит унывать, поскольку сдаться без боя — признак слабости, а все наши доверители с твёрдой волей идут всегда до победного конца.
Первым делом нами была заявлена экспертиза. В результате проведённого исследования оказалось, что объект капитального строительства соответствует всем правилам землепользования и застройки муниципального образования городского округа Республики Крым. Затем мы подготовили и подали возражения на исковое заявление и приняли меры для доказательства соответствия объекта капитального строительства нормам землепользования и застройки.
Следует отметить некоторые выводы суда. Суд принял во внимание то, что законодатель определил: застройщик (правообладатель земельного участка) вправе самостоятельно выбирать порядок оформления жилого или садового дома, строительство которого начато или завершено до или после 19.12.2020 в упрощённом порядке. Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или иное строение, возведённое на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, либо на участке, разрешённое использование которого не допускает строительство, либо возведённое без необходимых согласований и разрешений, либо с нарушением градостроительных и строительных норм. Данный перечень признаков самовольной постройки исчерпывающий. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местное самоуправление не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки.
Таким образом, благодаря правильным и своевременным шагам нами была выявлена оплошность Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора, ценной которой мог стать снос дома.